вверх

Убранство королевских спален – великолепие и изящество


Замки европейских монархов всегда отличались роскошью убранства не только в благополучные периоды, но и в тяжкие для народа времена. Особенным блеском и изысканностью выделялись замки королевских особ Франции. Среди множества замковых помещений спальни были особыми покоями, предназначенными не только для отдыха и любви, как у обычных людей. Король-солнце Людовик XIV принимал в своей парадной спальне знатных гостей, что полностью соответствовало этикету Франции 17-го века. Интерьер этой комнаты ничем не напоминает об отдыхе. Драгоценные гобелены на стенах, парчовые покрывала и персидские ковры на полу располагают не ко сну, а к созерцанию этого пышного и яркого великолепия. Но кровать, по обычаю приподнятая на пьедестал, представляет собой всё-таки обособленную зону. Эту обособленность придают ей специальные занавеси или шторы, прикреплённые к балдахину и способные совершенно отгородить ложе от остальной спальни. Шторы ещё долго оставались принадлежностью кроватей, а не окон. Ткани, использовавшиеся для обивки кроватей, для изготовления покрывал и занавесей, ценились значительно выше, чем все остальные предметы интерьера спален. Постельное бельё французских королей было исключительно шёлковым, а нательное бельё для сна изготавливалось чаще из тончайшего батиста, причём, и мужчины, и женщины носили длинные рубашки, отделанные изысканным кружевом.

Во Франции есть совершенно особенный королевский замок, расположенный на реке Шер. Он называется Шенонсо, и анфилада его комнат представляет собой одновременно и мост через реку. Необычайной красоты величественное и изящное строение прекрасно сохранилось до наших дней. Король Франциск I стал его первым владельцем, но в дальнейшей истории Шато Шенонсо главную роль играли женщины королевских кровей – фаворитка Генриха II Диана де Пуатье, его жена Екатерина Медичи и Луиза Лотарингская, жена, а затем безутешная вдова Генриха III. Их спальные покои представляют особый интерес для экскурсантов. Интерьер спальни Дианы де Пуатье относится к 16-му веку. Кровать застелена покрывалом из плотного небесно-голубого шёлка с отделкой в виде более светлой бахромы. Отдельные подушки не предназначались для сна, поэтому в изголовье кровати находится плотный валик, соответствующий длине кровати, обтянуты бархатом того же голубого цвета. Из такого же бархата изготовлены и шторы плоского балдахина над кроватью. Они схвачены в изголовье шнуром с кистями. Четыре угла балдахина увенчаны золотыми вазонами. Кровать установлена на небольшом возвышении, изголовьем к стене и не мешает осмотру роскошных фламандских гобеленов, изображающих Триумф силы и Триумф милосердия. Великолепный белоснежный мраморный камин с двумя креслами около него и драгоценные картины на стенах дополняют интерьер. Впечатляет изумительное сочетание голубого цвета покрывал и отделки кресел с основным коричневым цветом дерева, из которого изготовлена мебель и которым отделаны стены и потолок. Того же цвета и плитка, уложенная на полу. Кажется, что король Генрих II только что покинул эти божественные покои, настолько всё здесь дышит нежностью, жизнью и любовью, постельное белье Anabella.

Спальня королевы Екатерины при общем сходстве со спальней Дианы производит впечатление большей помпезности. Здесь господствует золотая парча и тяжёлый вишнёвый шёлк. Король уже умер, и вдовствующая королева заняла замок ненавистной фаворитки. Однако Екатерина Медичи не стала разрушать созданное Дианой великолепие и сделала всё возможное для расцвета замка. Её любимый шёлк, получивший название «орлеанское королевское полотно», украсил ещё не одну спальню королей. Широкая кровать Екатерины производит впечатление торжественного ложа. Её деревянные стойки, основа и изголовье украшены бесподобной по красоте резьбой. Возвышение, на котором она стоит, застелено вишнёвым шёлком, из него же изготовлены и шторы балдахина, ниспадающие по сторонам изголовья. Кровать застелена парчовым покрывалом, не закрывающим резное основание кровати.

Современных мастеров эти исторические интерьеры вдохновляют на создание благородных образцов тканей, мебели и отделочных материалов. И хотя они не могут воспроизвести всю роскошь убранства королевских спален, возможно, к этому и не стоит стремиться. Ведь, как известно, на новом витке исторической спирали нельзя вернуть давно ушедшее. А королевский шарм, тонкий вкус, стилевое изящество в убранстве помещений доступны и современным дизайнерам. Как и во времена Людовиков, цветовое решение спальни создаётся с помощью тканей, из которых изготовлены шторы, покрывала и обивка мебели. Классический стиль интерьера, начало и развитие которого связано с королевскими дворцами Франции, очень популярен и в настоящее время.